АстраханьЧт, 28 Марта 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Аналитика

Из Астраханской области уходит вода, а пустыня наступает

Регион, уютно устроившийся там, где Волга встречается с Каспием, «страдает» без воды. Водоемов множество, а живительной влаги не хватает. И просьбы Астраханской области об увеличении водных сбросов из Куйбышевского и Волгоградского водохранилищ остаются неуслышанными. Недавно из Росводресурсов пришел очередной отказ.

#Аналитика
Из Астраханской области уходит вода, а пустыня наступает
#Аналитика
Регион, уютно устроившийся там, где Волга встречается с Каспием, «страдает» без воды. Водоемов множество, а живительной влаги не хватает. И просьбы Астраханской области об увеличении водных сбросов из Куйбышевского и Волгоградского водохранилищ остаются неуслышанными. Недавно из Росводресурсов пришел очередной отказ.

22 октября – ИА SM.News. Кроме Волги в нижнеповолжском регионе более сотни рек, речушек, ериков и ильменей. И они стремительно мелеют. Злую шутку «играют» не только скудные водные сбросы, но жаркое астраханское лето с температурами за сорок градусов, редкость летних дождей и сгонные ветра, обнажившие дельту. Особенно обострилась ситуация в последние несколько лет.

«Ситуация реально катастрофическая. Уровень воды в створе Астрахани упал более чем на 60 см, в муниципальных образованиях этот показатель еще выше», — сообщил заместитель председателя регионального правительства Михаил Богомолов на совещании по вопросу водохозяйственной обстановке.

Вместо воды из кранов ил

В итоге – комплекс проблем. Одна из них – с водоснабжением астраханских сел. Так уж исторически сложилось, что большинство населенных пунктов региона расположены на берегах водоемов. И они — не только места для рыбного и судоходного промысла, но и источники водозабора. И с подачей воды возникают сложности.С этим в полной мере столкнулись жители четырех сел Наримановского района — Линейного, Туркменки, Янго-Аскера и Курченко. В сентябре ситуация достигла апогея. Воды не хватает не то что поливочной, для огородов, но и просто питьевой. То, что течет из водопроводных кранов, сложно назвать живительной жидкостью. Мутная жижа с неприятным запахом и илом.Причина – в ильмене с загадочным названием Шушай. В этом году уровень воды в нем упал чуть ли не до минимума. Много ли воды из такого накачаешь. Да еще чтобы хватило на пять с лишнем тысяч человек, проживающих в данных селах. Плюс — сети водопровода поизносились. На их реконструкцию требуется 20 миллионов рублей. И еще 4 миллиона – на модернизацию очистной установки. Забегая вперед отметим, что деньги из региональной казны обещали выделить.Население переживает, если не принять экстренных мер, вблизи их сел произойдет масштабная экологическая катастрофа. Ведь они уже «потеряли» несколько ильменей. Увы, эти водоемы пересохли полностью.Отчаявшись, сельчане записали видеообращение к губернатору Астраханской области. Ответ был обнадеживающий. Ильмень начали наполнять искусственно, установив подкачивающую станцию.В аналогичной ситуации оказались и жители других районов региона, расположенных в зоне западно-подстепных ильменей: Икрянинского и Лиманского. И это Михаил Богомолов назвал проблемой уже социального характера.

«Проблема нехватки воды серьезно ухудшает качество жизни астраханцев. Недостаточный сброс приводит к ограничению, и даже прекращению водоснабжения части населенных пунктов. Речь идет об обмелении неестественно-русловых водных объектов — ильменей и ериков, из-за чего тринадцать водозаборов, которые обеспечивают порядка 10 000 жителей, сегодня не работают. В зоне риска полного прекращения водоснабжения находится 13 населенных пунктов», — сообщил вице-премьер Астраханской области.

Суда попадают в водный плен

Водному транспорту тоже не хватает воды. Нет-нет, да и стопорится судоходство, а суда попадают в «водный плен». Понятная ситуация, ведь откуда же взяться маневренности, если фарватер местами непроходной. К примеру, в минувшем сентябре в Волго-Каспийском морском судоходном канале сел на мель теплоход «ВФ Танкер 7». Вызволить его удалось лишь через четыре дня.И это не единичный случай. Суда чуть ли не каждый месяц застревают на мелких участках Волги.Отметим, что Волго-Каспийский морской судоходный канал — один из самых протяженных в России. Он связывает Волгу с портами Каспийского моря. А оттуда – выход в Черноморский и Балтийский бассейны. То есть, для транспортного сообщения объект очень важный и является частью международного транспортного коридора «Север-Юг». Однако не факт, что суда не начнут искать другие пути. Сколько можно терять время на астраханской мели. Доставка грузов с опозданием – потеря прибыли. Поэтому данная водная трасса нуждается в срочных «омолаживающих» процедурах.

«Для эффективной реализации проекта «Север − Юг» необходимо также провести реконструкцию Волго-Каспийского морского судоходного канала. Так, чтобы глубина фарватера позволяла беспрепятственно проходить судам с осадкой 4,5 метра. А также имелась возможность для двухстороннего движения водных транспортных средств», — рассказали в администрации губернатора Астраханской области.

Кстати, мели «находят» не только теплоходы, но и суда с более низкой осадкой. В том числе и паромы. А это – часть транспортного сообщение между населенными пунктами. До некоторых из них без паромной переправы и не доберёшься. Поэтому каждый сбой – это проблема. Так в сентябре сразу четыре паромных переправы «встали» на паузу. Один из них — в Ахтубинском районе. Из-за резкого падения уровня Ахтубы он приостановил свою работу. Сотни дачников «застряли» на острове Петриков. Чтобы обеспечить безопасность переправы ахтубинцев, понадобилась помощь спасателей регионального МЧС. И их спецтранспорт тоже. А именно плавающий транспортёр ПТС-2 и судно на воздушной подушке.

В сложной ситуации оказались и представители отрасли рыболовства. Осенняя путина в Астраханской области уже стартовала, а 4,5 тысяч рыбаков не смогли выйти на промысел. Не получается у рыболовных судов «проскочить» по мелководью. Негативные последствия можно предсказать уже сегодня. Из-за простоя рыбаки не смогут выбрать выделенные квоты. Следовательно, на следующий год квотирование может быть «срезано».«Формируются неблагоприятные условия для ведения осеннего промысла полупроходных и речных рыб. Зачастую промысловики физически не могут добраться до мест установки орудий лова, что отрицательно отражается на динамике промысловых уловов. По поступающей оперативной информации от наблюдателей на промысле, отмечено снижение объемов промысловых уловов в сравнении с аналогичным периодом прошлого года», — подчеркнули в Волжско-Каспийском филиале ФГБНУ «ВНИРО» (КаспНИРХ).

Рыба задыхается без кислорода

Впрочем, и с самой рыбой не все в порядке. С ее количеством, в смысле. Из-за снижения уровня воды, высокого прогрева и нарушения кислородного режима происходят заморы рыбы.Часть рыбной молоди усилиями неравнодушных местных жителей и школьных отрядов «Голубого патруля» удается спасти от гибели в отшнурованных водоемах. То есть в тех, что оказались после паводка отделенными от рек. В ручном режиме, ведрами и сетями. Но это все равно лишь точечная помощь. Зимой, кстати, на улучшение надеяться не приходится.«При низких температурах может произойти вымораживание воды в ильменях и других водных объектах, что, в свою очередь, приведет к заморным явлениям», — отметили в администрации губернатора.

Пустыня наступает

К проблеме обмеления водоемов добавилась и еще одна беда – нашествие песков. Впрочем, это тоже следствие первой. Пустыня «пошла» в атаку на Астраханскую область. И одна из основных причин, по мнению специалистов, — в отдаче земель под распашку без заботы о мелиорации.Последствия опустынивания астраханцы в этом году испытали на себе, когда 19 мая область в считанные минуты накрыла песчаная буря. Природной аномалии такой силы не помнят даже старожилы. Еще несколько таких «подарков» природы последовали в течение лета. Правда, уже менее интенсивных.Проблема решается на государственном уровне. За последнюю пятилетку на эти цели было выделено без малого 27 миллионов рублей. Высаживаются степные кустарники тамарикс и джузгун. Оба растения не боятся песчаной почвы. А также сильной жары. Запущены гидромелиоративные, культуртехнические и фитомелиоративные мероприятия. Но до капитуляции песков еще очень далеко.

Некоторые водоемы дождались дноуглубления

Конечно, власти стараются найти панацею улучшения экологии региона. Дноуглубление – один из ее компонентов.

«Проблемы копились годами, и первое из возможных решений, которое бы комплексно помогло решить проблему — это расчистка водотоков. По каким-то причинам они не были включены в федеральную программу, но сейчас мы исправляем эту ситуацию и подаем заявку на проектирование работ в следующем году. Второе, что также помогло бы удержать большее количество воды после паводка – строительство гидротехнических сооружений. Мы запланировали эти мероприятия на ближайшие три года», — сообщил руководитель регионального агентства природопользования и охраны окружающей среды Сергей Смирнов.

Всего за трехлетие в Астраханской области планируют восстановить проточность почти 60 водоемов. Некоторые работы уже начались. К примеру, по реанимации ерика Зубовский, который обмелел полностью.

«Ведётся формирование русла. Предстоит сформировать 6,5 километров русла шириной 15 метров и с откосами по 5 метров. Изымаемый грунт складируется на 10 метров выше уровня предполагаемого зеркала воды ерика. В случае паводка он не сползет в воду», ― рассказал представитель компании-подрядчика Николай Медведев.

По словам главы Икрянинского района Натальи Бутузовой, восстановление ерика позволит сохранить уникальную местную экосистему. А также обеспечить питьевое водоснабжение местного населения.

Росводресурсы сказали нет

Однако только дноуглублением с проблемой в целом не справиться.

«Подкопать ковшом водозаборы мало – там просто не осталось воды, один ил, соответственно, и вода из кранов в домах жителей идет с илом», — считает заместитель председателя регионального правительства Михаил Богомолов.

Такой вопрос был озвучен на недавнем заседании рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада при Федеральном агентстве водных ресурсов РФ. Астраханский вице-премьер по поручению губернатора Астраханской области настаивал на пересмотре пропуска воды. Для нормального гидрологического режима в регионе требуется минимум 5 000 кубометров в секунду. А сейчас показатель сброса составляет 4 700 кубометров.Отметим, решение межведомственная комиссия принимала путем голосования. Пять регионов, расположенные выше по Волге высказались за снижение сбросов с Волгоградской ГЭС до 4 000 кубометров в секунду. Это Волгоград, Самара, Татарстан, Ульяновск и Саратов. Но для Астраханской области это стало бы катастрофой.

«Комиссией принято коллективное компромиссное решение оставить уровень пропуска воды прежним — 4700 куб.м/сек между предложенными 4000 и 5000», — сообщили в администрации губернатора.

Водный Кодекс РФ определяет приоритет использования водных объектов. Главная цель – обеспечить питьевой водой население. Затем уже хозяйственно-бытовые нужды. Все остальное – дело третье. Но так, к сожалению, лишь на бумаге. Астраханской области ежегодно приходится «биться» за воду. И не всегда удается «выбить». К сожалению. Так что, судя по всему, астраханские водоемы продолжат мелеть. Интересно, застанут ли хоть какие-то из них будущие поколения? Или начнут учиться жить в пустыне?

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.