Фото: социальные сети

Воспроизводство молоди рыб осетровых видов – одна из основных задач Волжско-Каспийского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («КаспНИРХ»). И выполняется она по государственному заданию на базе одного из структурных подразделений — научно-экспериментального центра БИОС, расположенного в Икрянинском районе Астраханской области. Это предприятие — уникальный комплекс, имеющий статус племенного, где выращивают молодь краснокнижников и выпускают ее в реки. Белуги, русского осетра, севрюги, стерляди. И это далеко не полный список.

Получить из икринки рыбку, способную выжить в естественной среде обитания, – дело трудоемкое. Требуется специальное оборудование, точное соблюдение технологий и, конечно же, старание сотрудников. А еще нужны деньги, причем, немалые. И государство, надо сказать, средства выделяет. Суммы с несколькими нулями. Вот только порой идут они совсем не на те цели, на которые предназначались.

Так в период с 2020 по 2022 год на воспроизводство осетровых филиал получил более 22-х миллионов рублей. Но не все деньги дошли до производственного процесса. Они осели в карманах руководящего состава в виде стимулирующих выплат. Говорят, от 200 тысяч до 700 тысяч в месяц на человека. Досталось, в том числе и руководителю БИОСа Виталию Плюхину, и главному рыбоводу Екатерине Яковлевой. Последние двое, кстати, непосредственно в исследовательской деятельности участие не принимали. Как и в подготовке отчетной документации по госзаданию. Но это не мешало им, скажем так, дополнительно подзаработать.

А вот вклад в работу рядовых сотрудников был оценен весьма скромно. Всей этой «армии» рыбоводов, научным сотрудникам, капитанам и экипажу судов. То есть тех, благодаря которым, собственно, и выращивалась молодь краснокнижников. Ежемесячные премии им в рассматриваемый нами период составляли от 500 рублей до двух тысяч рублей. Вот такая огромная разница в благодарности «плебеям» и «патрициям» по-астрахански. Да и сами зарплаты совсем небольшие. Не случайно на предприятии кадровый голод. Люди, в поисках лучшей доли, увольняются. А желающие заполнить освободившиеся вакансии в очереди, увы, не выстраиваются.

Сегодня БИОС испытывает трудные времена. И дело не только в кадровых проблемах. К примеру, на современные аналоги требует замены водоподающее оборудование НЭКа «БИОС», с помощью которого маточное стадо обеспечивается кислородом, поддерживается необходимый температурный режим и другие условия содержания. И плохое техническое состояние этих установок привело к трагедии. Так в июне 2021 года погибло 89 особей белуги. Огромная потеря для уникального маточного стада. Ущерб, причиненный государственному предприятию, составляет порядка 2,8 миллиона рублей.

Конечно же, без возбуждения уголовного дела не обошлось. Под следствие попала Екатерина Яковлева. Та самая, что в БИОСе трудилась главным рыбоводом. Мол, по ее вине произошло ЧП. А экс-руководителю научно-экспериментального центра
причинённый ущерб отрицает и всячески пытался затянуть расследование. Удобная позиция, сделать крайним другого, а самому остаться чистеньким.

Нельзя сказать, что он вычеркнул из своей памяти бывшую сотрудницу. Всячески ей помогал, даже оплачивал услуги адвоката для защиты Яковлевой. Но, как говорят, не из своего кармана, а за счет средств астраханского филиала ФГБНУ ВНИРО. Может поэтому научному коллективу обрезали все премиальные на 50 % без объяснения причин? Как в 2021 году, так и в 2022-м. И такая растрата казенных денег тоже стала мотивом для проверки следственного комитета.

Казалось бы, фактов предостаточно. Но Плюхину все нипочем. Вряд ли такое могло произойти без покровительства со стороны руководства «ВНИРО». Ведь закрывали же они несколько лет глаза на перевод на премии денег, предназначенных на проведение модернизации, закупки научного оборудования и реализации научных проектов астраханского филиала. Прикрывают своего товарища и сейчас. Да и сами отвечать за гибель рыбы в своем подразделении не торопятся. Известно, что на обращение следственного комитета признать причиненный ущерб и привлечь виновных лиц к уголовной ответственности, от руководителя филиала был получен категорический отказ. Причем, в крайне негативной форме.

Следователи предприняли еще одну попытку. В марте 2023 года они направили запрос в центральный офис «ВНИРО». Опять-таки, для подтверждения ущерба, нанесенного незаконными действиями Плюхина. Но и здесь был получен категорический отказ. А Виталий Сергеевич, тем временем, с поста руководителя БИОСа был уволен. Причем, по статье, по которой теперь возбудить в отношении него уголовного дела без признания ущерба нельзя. Таковы уж законодательные нюансы. Так что отвечать за погибших осетров, судя по всему, придется одной Яковлевой.

Сегодня региональный СК сообщил, что в отношении нее вынесен обвинительный приговор. Следствием и судом установлено, что Екатерина Яковлева достоверно зная об ухудшении гидрохимического режима, который может привести к гибели рыбы, не дала указания об увеличении подачи воды в один из прудов для водообмена и насыщения кислородом, а также проигнорировала критическое состояние высокого температурного режима в выходные дни в июле 2021 года.

Приговором Икрянинского районного суда Астраханской области бывшему сотруднику научно-экспериментального комплекса назначено наказание в виде штрафа. Кроме того, судом удовлетворен иск о возмещении ущерба в размере 2,8 миллиона рублей.