АстраханьЧт, 25 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Интервью

Основное препятствие к внедрению технологий - это сложность поиска ответа на вопрос «А зачем?»

Эксперт по направлению «Предпринимательство и технологии» региональной экспертной группы Агентства стратегических инициатив Евгений Эрман рассказал, как обстоят дела с цифровизацией в регионе и отметил влияние пандемии, повлекшее массовое оперативное внедрение технологий.

#Интервью
Основное препятствие к внедрению технологий - это сложность поиска ответа на вопрос «А зачем?»
#Интервью
Эксперт по направлению «Предпринимательство и технологии» региональной экспертной группы Агентства стратегических инициатив Евгений Эрман рассказал, как обстоят дела с цифровизацией в регионе и отметил влияние пандемии, повлекшее массовое оперативное внедрение технологий.

25 февраля – ИА SM.News. Евгений, говоря о цифровом развитии региона, начнем издалека. Вы же стояли практически у его истоков — еще в начале 2010-х возглавляли отдел развития информационно-коммуникационных технологий в агентстве связи. Что из того, что было внедрено в те годы, вызывает особую гордость?

Действительно, с 2008 года по 2012 год я работал в команде, которая занималась информатизацией региона (термин «цифровизация» тогда еще не был популярен). Нам приходилось решать интересные и амбициозные задачи: создание единой защищенной сетевой инфраструктуры органов власти, технологий и решений для социальной карты, инфраструктуры для оказания госуслуг в электронном виде, переработка портала Astrobl.ru и создание платформы для порталов органов местного самоуправления, внедрение электронного документооборота и многое другое. Практически все из того, что создавалось в тот период, работает и сейчас. Потому сложно выделить что-то одно. Но особой строкой можно, наверное, выделить подготовку доклада на заседание Госсовета Российской Федерации «О внедрении современных информационных технологий в сфере предоставления государственных услуг». С ним конце 2009 года на Госсовете выступал Губернатор Астраханской области Александр Жилкин. Фактически, Астраханской области доверили участвовать в разработке госполитики по переводу государственных услуг в электронный вид для все страны. И мы успешно справились с этой сложной задачей.

Продолжая тему — что больше всего на практике мешает внедрению цифровых технологий в регионах (помимо очевидной причины нехватки финансирования — финансирование вообще штука такая, что его всегда не хватает).

Основное препятствие к внедрению технологий, это сложность поиска ответа на вопрос «А зачем?». К цифровым технологиям обычно относятся как к чему-то новомодному, дорогому и с малопонятным эффектом. Сейчас у большинства управленцев в регионах уже появилось понимание, что цифровизация – это то, что позволяет организовать обратную связь с жителями и повысить эффективность бюджетных расходов. Т.е. повысить качество жизни людей и снизить затраты бюджета. И в вопросах цифровизации органы власти активно начинают использовать бизнес-подход — при выборе решения и выставлении приоритетов оценивают социальный и экономический эффект от этих решений.

И как раз про финансирование — насколько можно запускать масштабные цифровые проекты ограниченными ресурсами? Приходилось ли вам что-то такое реализовывать?

Финансовые ресурсы при принятии решения о запуске того или иного проекта конечно же важны, но главное – это понимание зачем этот проект нужен и желание его реализовать. Так в 2012 году руководством администрации города Астрахань, несмотря на довольно ограниченные финансовые ресурсы, было принято решение о необходимости создания системы электронной очереди в детские сады. Руководство городского управления образования захотело понимать, что же происходит с местами в садики и почему их всегда не хватает. Я руководил этим проектом со стороны «Ростелекома». Нам удалось не просто создать систему и организовать доступ руководству города к онлайн информации о том, сколько же детей ходят в садики и сколько мест нужно будет завтра, но и поменять бизнес-процессы записи в очередь. Стало возможным записать ребенка в садик полностью онлайн, без необходимости куда-то идти и нести оригиналы или копии документов. Проект получился настолько успешным, что был тиражирован на весь регион и работает практически в неизменном виде до сих пор. Многими регионами также активно используются возможности механизма государственно-частного партнёрства. И тогда вопрос наличия бюджетного финансирования отступает на второй план. Например, в Московской области, регионе с неплохой бюджетной обеспеченностью, целый ряд крупных проектов (единая транспортная карта, электронный дневник, единая система ЖКХ, МособлЕИРЦ, РНИС Московской области и др.) были реализованы по инвестиционной схеме за счет частных средств. У нас в регионе подобная практика, к сожалению, не распространена. Единственный цифровой проект по схеме ГЧП – это заключенное с «Ростелекомом» концессионное соглашение по региональной системе фотовидеофиксации. И я горжусь, что нам удалось построить в регионе реально работящую систему, которая повышает безопасность на дорогах и спасает жизни.

Как сейчас в Астраханской области обстоят дела с цифровизацией? Если сравнить с периодом пятилетней давности — развитие цифровых технологий ускорилось или замедлилось?

Если говорить о коммерческом секторе, то тут с цифровизацией все довольно неплохо – и предприятия и организации активно используют новые технологии, и региональные ИТ-компании создают и успешно продают решения для мирового рынка. В госсекторе ситуация немного сложнее – новые технологии используются, но точечно и без амбициозных планов. Последние комплексные и амбициозные проекты с большим потенциалом, которые приходят на память, — «Социальная карта жителя Астраханской области», создание региональной системы для оказания государственных услуг (более 10 лет назад) и единая региональная навигационная система (более 5 лет назад). И очень жаль, что большая часть очень крутых идей, разработанных в ходе этих проектов, так и не получила дальнейшего развития. Возможно, это связано с дефицитом бюджета. Но есть опыт той же Московской области, о котором я говорил выше, по привлечению внебюджетных средств в государственные проекты, который у нас в регионе никак не используется.

Как Астрахань выглядит в плане цифровых технологий по сравнению с другими городами со схожей численностью населения и схожим бюджетом?

К сожалению, Астрахань сильно отстала в плане цифровизации даже от наших соседей по ЮФО. Есть отдельные разрозненные решения, но нет ни единой политики, ни даже ведомства в городской администрации, которое отвечало бы за цифровизацию. А ведь город мог стать испытательным полигоном для разработки и тиражирования решений по цифровизации городского хозяйства на весь регион. Надеюсь, что эта ситуация, с учетом пристального внимания к цифровизации со стороны федерального правительства, в ближайшее время изменится.

Насколько участвует бизнес в развитии цифровых технологий? Сейчас слово «цифровизация» стало модным, но не подменяют ли компании его обычным пиаром, заменяя реальную работу словами и слоганами?

Основной целью бизнеса всегда было получение прибыли. И если появляются технологии, которую эту прибыль позволяют увеличить, то бизнес их достаточно быстро внедряет. Бизнесу неинтересно, и прежде всего экономически, использовать технологии, которые не дадут финансового эффекта или, тем более, принесут убытки. Иногда возникают ситуации, которые подталкивают к массовому внедрению технологий. Например, эпидемии. Посмотрите, насколько быстро у нас произошли существенные изменения в сфере услуг: появились сервисы интернет-заказов и доставки на дом товаров из магазинов и готовой еды из ресторанов, органы власти и государственные организации стали принимать письма по электронной почте, коммунальные компании стали развивать дистанционные каналы работы, спектакли и концерты стали проводить онлайн и т.д. и т.п.

Чего сейчас в Астрахани не хватает в плане цифровых технологий? Особенно из того, что не требует фантастических ресурсов и может быть реализовано в ближайшее время?

Мне кажется, что в первую очередь не хватает решений для планирования и контроля работы органов власти и повышения сервиса для всех нас – жителей региона. Ресурсная составляющая, конечно, важна, но тут работает обычный бизнес-подход – сколько можно сэкономитьзаработать, внедрив технологию. Если говорить о конкретных решениях, то, как мне кажется, в направлении «государство-общество» нам жизненно необходимы проекты по планированию и контролю работ (в том числе и с привлечением жителей) в городском хозяйстве, сервисы в сфере ЖКХ (например, понятный и удобный единый платежный документ, средства для контроля работы управляющих компаний), создание единой геоинформационной системы (для контроля работы коммуникаций, состояния мостов, качества дорог, планирования застройки и инвестплощадок и т.п.), единой системы управления общественным транспортом, систем поддержки принятия решений для руководителей и много другого. Главное, чтобы у всех этих решений был внешний «заказчик», которому эти системы были бы нужны для повседневной жизни, — мы с вами. Системы, создаваемые чиновниками для чиновников, довольно быстро превращаются в системы подготовки отчетов и через некоторое время «умирают». А системы, у которых есть реальные, внешние по отношению к ним пользователи – успешно работают и развиваются.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.