АстраханьСб, 20 Апреля 2024
Ваш город...
Россия
Центральный федеральный округ
Москва
Белгород
Тула
Тверь
Кострома
Калуга
Липецк
Курск
Орел
Иваново
Ярославль
Брянск
Смоленск
Тамбов
Владимир
Воронеж
Московская область
Северо-Западный федеральный округ
Санкт-Петербург
Вологда
Псков
Мурманск
Сыктывкар
Калининград
Петрозаводск
Архангельск
Великий Новгород
Ленинградская область
Южный федеральный округ
Краснодар
Астрахань
Элиста
Майкоп
Ростов-на-Дону
Волгоград
Крым/Севастополь
Запорожье
Херсон
Донецк
Луганск
Северо-Кавказский федеральный округ
Дагестан
Владикавказ
Нальчик
Черкесск
Ставрополь
Магас
Грозный
Приволжский федеральный округ
Пенза
Оренбург
Уфа
Ижевск
Чебоксары
Саранск
Йошкар-Ола
Киров
Пермь
Нижний Новгород
Самара
Казань
Ульяновск
Саратов
Уральский федеральный округ
Екатеринбург
Курган
Тюмень
Челябинск
ЯНАО
Югра
Сибирский федеральный округ
Иркутск
Томск
Омск
Горно-Алтайск
Кемерово
Кызыл
Барнаул
Красноярск
Новосибирск
Абакан
Дальневосточный федеральный округ
Улан-Удэ
Чита
Магадан
Южно-Сахалинск
Якутск
Биробиджан
Петропавловск-Камчатский
Владивосток
Благовещенск
Анадырь
Хабаровск
Спецоперация России
Последние новости
Спецоперация России
Спецоперация России
#Аналитика

Сможет ли Волга вновь стать полноводной?

Вернет ли Волга былую полноводность или будет медленно погибать от недостатка воды, «перепоясанная» каскадами гидроэлектростанций? Да и вообще, что происходит с водоемами нижнего Поволжья? Там, где великая река встречается с Каспием.

#Аналитика
Сможет ли Волга вновь стать полноводной?
#Аналитика
Вернет ли Волга былую полноводность или будет медленно погибать от недостатка воды, «перепоясанная» каскадами гидроэлектростанций? Да и вообще, что происходит с водоемами нижнего Поволжья? Там, где великая река встречается с Каспием.

16 сентября – ИА SM.News. Астраханская область уютно раскинулась в низовьях дельты Волги. Природа наделила этот край множеством водоемов. Реки, речушки, ильмени и ерики. Большие и маленькие, постоянные и на время паводка. Для астраханцев это и источник водоснабжения, и рыбалка. Ведь четыре пятых населенных пунктов региона расположены на речных берегах. Но сегодня большинство водоемов «переживают» не самый лучший свой период. Попробуем разобраться в причинах таких экологических проблем. Опираясь на мнение специалистов, естественно.

Первым фактором эксперты называют «непостоянность» Каспийского моря. Каспий «отказывается» быть константой. Порой падение уровня достигает не один десяток метров. В качестве примера совсем далеко вглубь веком заглядывать не будем. Остановимся на 1977 году, когда этот крупнейший в мире замкнутый водоем минусовал 29 метров. Впрочем, это циклично. Изменение уровня Каспия зависит от тектонической активности морского дна. Тут, как говорится, человек бессилен. Другое дело — наполняемость и проточность рек, несущих свои воды к морю. Вот здесь-то люди постарались. И эти старания негативно отразились, в первую очередь, на нерестилищах раб и рыбных запасах.

Процесс перебоев с обводнением рек был запущен в середине прошлого века со строительства Волжско-Камского каскада ГЭС. Это 13 гидроузлов. Противостояние с энергетиками продолжается и по сей день. Ежегодно астраханским властям приходится чуть ли не с боем «выбивать» пропуск воды, который бы соответствовал нуждам Астраханской области. Чтобы выдерживались, так называемые, рыбохозяйственная и сельскохозяйственная планки. И далеко не всегда такое удается. Ведь у каждого из поволжских регионов – свои «водные» интересы.

«Одним нужна вода для запасов питьевых источников, другим – для сельского хозяйства, третьим – для постоянного судоходства, четвертым – для исполнения сохранных мероприятий нереста рыб, гнездований перелетных птиц, спасения угодий от пересыхания и пожаров, и прочее. Кому-то воду спецпропуском нужно задержать на несколько дней, чтобы достроить мост, кому-то нужно задержать, чтобы в рыбоходные каналы вошла рыба. Энергетикам нужны деньги от максимально прибыльного получения и продажи электроэнергии ГЭС в сроки, которые нужны им. И они готовы продать все запасы воды даже зимой», — отметил астраханский журналист и активист интернет-сообщества «Экология Астрахань» Евгений Бабушкин.

То, как режим работы Волжской электростанции и нерегулярный пропуск воды в весенний паводковый период влияет на рыбные запасы, астраханцы знают не понаслышке. Потери биоресурсов огромные. Если паводок запаздывает, рыба уходит в полое. Там она вынуждена нереститься в холодную воду. Еще хуже – резкий спад воды. Икринки остаются на заливных лугах. А затем миллиарды не рождённого потомства погибают под жаркими лучами астраханского солнца.

От пропускного режима зависит и «жизнеспособность» западно-подстепных ильменей — уникальной природной зоны. Эти водоемы наполняются во время паводка и служат водоисточником для некоторых астраханских сел, а также нерестилищем рыб. Более того, ильмени – это еще и заливные луга. Другими словами, основные сенокосные угодья региона. Но в последние годы они обводняются лишь в пределах небольшой площади. Многие пересыхают. И это вызывает тревогу у экологов.

Обмеление и зарастание – в целом бич астраханских водоемов. Это, в том числе, и результат многолетнего отсутствия должным образом мелиорации и дноуглубления. Но не только. Кое-где «помогают» градостроители. К примеру, есть в Астрахани такой ерик – Казачий. Десятилетия назад, еще в советский период, было пересыпано его русло от реки Прямая Болда. На «обезвоженной» территории построили жилые дома. Впрочем, в то время источник поступления воды оставался – это водные сбросы с ГРЭС «Лукойл – Астраханьэнерго». Видимо, планировщики были уверены, что это навсегда. Но вышло иначе – электростанция перешла на иной технологический цикл. И теперь ерик «умирает». Конечно, местные власти обещают его реанимировать. И построить насосную станцию для подкачки тоже. Но местные жители уже сбились со счета от огромного количества подобных обещаний. И это лишь один пример.

Астраханские водоемы не только мелеют, но и загрязняются. Вердикт ученых неутешительный – содержание в волжской воде вредных примесей выше предельно допустимой концентрации. Такое не удивительно. Протяженность Волги составляет более трех тысяч километров. И на ее берегах расположено много химических и нефтеперерабатывающих предприятий. Список «бед» дополнили в межрегиональном управлении Роприроднадзора по Астраханской и Волгоградской областям.

«Отсутствие мер по подъему порядка 200 затонувших судов в водных объектах Астраханской области, отсутствие реконструкции очистных сооружений канализации, наличие в регионах значительной части бесхозных ливневых коллекторов, что приводит к несанкционированным врезкам в сети и, как следствие, несанкционированным сбросам жидких промышленных и бытовых отходов в водные объекты, в частности, реку Волгу. Только за первое полугодие 2021 года управлением выявлено более 400 правонарушений в рамках водного надзора. Составлено более 340 протоколов об административных правонарушениях. Рассчитано и предъявлено ущербов на сумму более 260 миллионов рублей», — рассказал руководитель межрегионального Росприроднадзора Руслан Гасанов.

Отходы нефтепродуктов тоже частенько попадают в реки и с подачи водного транспорта. ЧП нет-нет, да случаются. Так 7 сентября в Икрянинском районе Астраханской области в реке Бахтемир частично затонуло судно «Колонок 111». Нефтепродукты вылились в акваторию водоема. По данным Росприроднадзора, площадь загрязнения составила 315 квадратных метров. А в конце июля к административной ответственности за загрязнение Волги привлекли иранскую фирму ООО «Парс-трас Трейдинг Сервис». С принадлежащего ей танкера «PARS KHAZAR 2», пришвартованного в астраханском порту, произошла утечка топлива. Площадь нефтяной пленки в воде составляла порядка 500 квадратных метров.

Таковы основные причины той «болезни», которая сейчас «подтачивает» нижнеповолжские водоемы. Но есть ли панацея? Конечно. Дноуглубление, мелиорация, само собой. По этой части работы в Астраханской области начались. Как сообщили в пресс-службе главы региона, до 2024 года планируется провести экологическую реабилитацию более 60 водных объектов. В частности, расчистить водные тракты и углубить рыбоходные каналы. Разрабатывается проект по модернизации Волго-Каспийского судоходного канала. «Омолаживающие» процедуры ожидают и очистные сооружения МУП «Астрводоканал». Несколько лет в Астраханской области реализуется программа по воспроизводству рыбной молоди.

Но все усилия могут пойти на нет, если не умерить аппетиты энергетиков. А с этим пока сложности. 8 сентября состоялось очередное заседание межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы каскада водохранилищ. Росводресурсы предложили снизить сентябрьские и октябрьские расходы с Волгоградского гидроузла до 4700 кубометров в секунду. И это, по мнению ученых каспийского филиала всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (КаспНИРХ), может привести к падению уровня воды в водотоках волжской дельты.

«Нужно изыскать возможности ежедневных попусков воды на уровне не ниже 5000 кубометров в секунду. Понижение расходов и уровней воды может негативно сказаться на водных биологических ресурсах и среде обитания, в частности, беспокойство вызывает ситуация в районе западных подстепных ильменей, Волго-Ахтубинской поймы, дельты Волги, где продолжится образование остаточных водоемов с потерей гидравлической связи с основными водотоками», — рассказали в КаспНИРХе.

Так что на улучшение ситуации надеяться не приходится, пока энергетики не перейдут на другой принцип работы. Когда в приоритете – не извлечение прибыли от продажи ресурса, а сохранение водных и наземных экосистем уникальной Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги. Только для этого, безусловно, нужна политическая воля руководства страны.

«Мнение автора может не совпадать с мнением редакции». Особенно если это кликбейт. Вы можете написать жалобу.